Наверх

В минувшие выходные, 8-11 сентября, в Гостином Дворе прошла четвертая по счету международная ярмарка современного искусства в России Cosmoscow — коммерческое, образовательное и вдохновляющее мероприятие. Масштабы ярмарки растут год от года: на этот раз в ней приняли участие 38 российских и зарубежных галерей и 135 художников, в основном — российских и начинающих. Кроме того, можно было познакомиться с работами из 12 частных коллекций в проекте «Глазами коллекционера».

Безусловный успех Cosmoscow и большое количество обычных посетителей с детьми показывают, что уровень российского зрителя растет и рынок современного искусства в стране формируется, несмотря ни на кризисы, ни на устоявшиеся традиции. Движение вперед есть, и теперь это очевидно и для международного сообщества.

Как бы не претила многим коммерческая составляющая выставки, именно она заставила многих художников задуматься над быстротечностью моды, и поискать более серьезные темы и объекты. Хотя и эпатажа на выставке традиционно хватало. Острый интерес зрителей вызывали кокошники-противогазы «Надежда» красноярского художника Василия Слонова (11 12 Gallery), одновременно эффектные и ужасающие. Изобретательность Слонова в создании инсталляций с истинно русскими символами соперничает разве что с его же смелостью в сатире, высмеивающей современную жизнь и человеческие недостатки.

Не менее сильные, но другие по содержанию эмоции вызывают молящиеся человечки, вылепленные москвичом Андреем Кузькиным из… хлеба. Его «Молельщики», каждый в своей бетонной келье – узники собственного тела, одинаково жаждущие Бога. Глубокое сострадание к людям не раз делало художника героем непростых для выполнения перформансов, не менее остро ощущается оно и в арт-объектах.

Интересных работ, свежих и цепляющих, погружавших зрителей в глубокие размышления или в художественный транс, было немало. Порадовали галереи из Питера, представившие действительно перспективных художников. Фигурные холсты Александра Дашевского (Anna Nova Art Gallery)притягивают взор насыщенными красками и отрезвляют плоскими фигурами «отсутствующих» в этом мире людей.

Еще один автор из Петербурга — Иван Плющ (Anna Nova Art Gallery) с его «текучей» живописью, уже неплохо известной за рубежом. Секрет его полотен — в играх со временем, которое стремительно летит, пока мы стоим у стенда.

Удивительно разноплановый московский художник Кирилл Челушкин (Marina Gisich Gallery) — известен как иллюстратор книг разных жанров и график. Его работа «Известный человек в сиянии» спокойна и молчалива, но одновременно очень красноречива — своего рода оценка положения, в котором находится российское искусство.

Разговор о художниках и их произведениях можно продолжать, но главное, о чем хочется сказать: как и в «Миланском Доме», организаторы ярмарки проводят тщательный отбор работ, чтобы клиенты были уверены, что будут выбирать из лучшего — актуального и передового.

Мы предлагаем мебель и декор, способные дополнить жизнь не только комфортом, но и настроением или идеей. Того же хотят художники, вкладывающие в свои картины, фотографии, инсталляции глубокий смысл и сильнейшие эмоции. Вдохновляющее их чувство прекрасного движет и дизайнерами, создающими чудесную мебель.

В ближайшие дни большинство арт-объектов, купленных на ярмарке, займут свое место в домашних коллекциях, среди мебели, шкафов, диванов и светильников. Как соединить их в единый, не противоречащий друг другу ансамбль — это уже, скорее, в наших силах.